-What do you paint?
- Sunlight.
Посмотрел Ван Гог: на пороге вечности. Никогда не писал рецензии на фильмы и отзывы, не публиковал их на Кинопоиске, и вряд ли когда-то начну. Этот пост скорее размышлизмы на тему фильма и жизни Ван Гога в целом. О фильме я узнал, увидев трейлер перед началом другого сеанса, не помню, что это было, можн\tn МАРВЕЛ, не помню. Мне очень хотелось пойти на этот фильм в кино, чтобы посмотреть на эту красоту на большом экране. Сложилось иначе. И я даже этому рад. Рад, что посмотрел его в одиночестве, не окруженный перешептыванием других зрителей. Главную роль исполнил Уильям Дэффо, в котором я ни разу не сомневался.
Итак, о фильме.
читать дальшеПо ощущениям, это как если бы кто-то взял последние несколько минут из серии Доктор и Винсент, где герои посещают выставку и разговаривают с куратором, и растянул их на почти два часа. Тяжело и красиво. Фильм бы не стал хуже, если бы в нем не было диалогов и событий, если бы эта картина показывала только самого Ван Гога, как он ходит по полю, как расставляет мольберт, как двигаются его руки, когда он рисует. Я бы согласился мир глазами Винсента, как он идет в высокой траве, потом падает в нее, и, лежа, смотрит в небо. Смотрит в вечность.
Фильм играет на контрастах. В нем контрастная съемка, яркие краски. Мы видим мир практически также, как Ван Гог, но не хватает чего-то. Возможно, это нотка одиночества, которая сопровождает Винсента на всем его пути как в фильме, так и в жизни. Есть и другие контрасты - вечность, о которой говорит Винсент, которую он чувствует и пытается передать через свои картины, и конечность, тщетность - всё смертно, все закончится. Или вечность, как Абсолют, противопостевленная приземленности обывателей, не стремящихся познать что-то выше земных благ, не стремящихся увидеть загадку (заметить, не значит разгадать).
Окружение Ван Гога состояло в основном из постояльцев отеля и жителей городка, которые старались обходить его стороной. Немудрено, он не был дружелюбным и любил работать один, для него процесс единение с природой, которой он восхищался и которой вдохновлялся, был священен. Поль Гоген, которого Винсент считал своим единственным другом, тоже контраст. Он более общителен, люди его любят, они ему доверяют. Он открыт, в то время как Ван Гог неприветлив и отстранен. Они совершенно разные, их темпераменты не совместимы. Они вроде и говорят на одном языке, оба художники, но видят мир совершенно по-разному. Гоген наставлял Ван Гога, критиковал его манеру рисования. Гоген вдумчиво штриховал лицо женщины, он не удосужился закончить портрет, а уже отпустил натурщицу. Ван Гогу ничего не стоило закончить картину, даже после того, как натурщица ушла. Ты слишком быстро рисуешь, к чему такая спешка, спрашивал его Гоген, ты должен быть медленнее, спокойней, должен планировать картины. Одна и та же натурщица у каждого получилась своя: у Гогена незавершенный набросок в карандаше, плоский образ с черными контурами. Винсент же изобразил ее, словно вылепил из пластелина, объемную, немного сюрриалистичную. Гоген - неспешность, обаятельность, спокойствие, популярность. Ван Гог - скорость, эмоции, отчуждение, изгнание.
Единственным человеком, ценившим Винсента по-настоящему, как он есть, был его брат Тео. Тот видел, насколько одинок и глубоко несчастен его брат. Деньги, которые давал Тео, были лишь средством к существованию, в остальном же брат поддерживал гения Винсента. Это было куда важнее денег. Если бы Винсенту приходили лишь деньги, он тратил бы их только на абсент, и уже никогда не взял бы в руку кисть.
Персонаж Мадса Миккельсена, священник, спросил откуда Ван Гог уверен, что Бог дал ему дар рисовать, почему он считает вот это убожество картиной? Это был один из тех людей, со слов которого складывается мнение общественности. Слово священника являлось авторитетным, а авторитетное мнение = мнение большинства. Ура, что не чья-то любовь-нелюбовь к импрессионизму сделала Ван Гога известным, а его признание как гения и как художника. Всё тот же священник спрашивал, если вам дан этот дар, но вы бедны, почему Бог хочет ваших страданий? И я вспомнил, про кого-то было сказано, чем больше он страдал, тем лучше писал. Я ждал, что Винсент ответит как-то похоже, хотя в последствии он сказал, что его привлекает печаль куда больше, чем смех. Потому что печаль глубже и сильнее, потому что, чтобы вылечиться, иногда нужно заболеть.
Фильм прекрасен и вдохновляет посмотреть на себя, на то, что делает тебя счастливым, что делает тебя тобой, несмотря на непонимание других людей.
Винсент видел вечность, и думал, что никто больше ее не видит. И фильм передает это ощущение, будто проваливаешься сквозь время и пространство, ощущение полноты и одновременно пустоты, словно весь до края наполнен солнечным светом. Это потрясающе.